Адаптация

Адаптация: что это?

Адаптация — слово, произошедшее от латинского adaptatio, что оз­начает «приспособляю». Адаптация понимается как процесс приспособления к новым условиям среды, общения, отношений, жизнедеятельности и т. д.

 ФАЗЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

  1. Острая фаза— сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
  2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
  3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

Есть ли какие-либо призна­ки, по которым можно  судить о степени тяжести адап­тации?

 Да, это - :

  • на­рушения в поведении,
  • на­рушения во взаи­моотношениях с детьми,
  • снижение речевой активности,
  • неустой­чивое эмоциональное состояние,
  • незначительное снижение аппе­тита,
  • продолжительности и глу­бины сна.

СТЕПЕНИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА:

ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

Причем, частичный отказ от еды в первые дни в детском учреждении компенси­руется повышением аппетита в тот отрезок дня, когда ребенок находится дома. Дома сон ре­бенка не нарушен. Взаимоотно­шения со взрослыми не измене­ны, двигательная активность не снижается. Если в течении 2— 3 недель состояние ребенка нормализуется, значит адапта­ция прошла легко.

АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ— сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; Все функциональные сдвиги становятся особенно отчет­ливо выраженными в дни, пред­шествующие острому заболева­нию, которое, как правило, воз­никает в виде острой респиратор­ной инфекции, протекающей без осложнений. После выздоровле­ния ребенок начинает стабильно посещать дошкольное учрежде­ние. Так протекает адаптация средней тяжести и длитель­ность ее 30—35 дней.

ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ - длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Тяжелая адаптация характе­ризуется значительной длитель­ностью (от 2 до 6 месяцев и бо­лее) и тяжестью всех проявле­ний. Этот вид адап­тации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. В одном случае это могут быть длитель­ные (60 дней и более), ярко выраженные невротические ре­акции в виде полной потери аппетита, невротической рвоты при кормлении, плача, страха, агрессивных действий, негати­визма, общей заторможенности, социальные контакты и речевая активность детей уменьшается вплоть до исчезновения. Сон длительно нарушен, чуткий, укороченный. Засыпание мед­ленное, сопровождается, как и пробуждение, плачем. Ребенок активно избегает контактов с другими детьми, стремится к уединению или проявляет аг­рессивное отношение к детям. Отношение к взрослым избира­тельное. Эмоциональное состо­яние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче в те­чение всего периода бодрствова­ния, либо плач и хныканье сме­няются состоянием пассивности и безразличия. Часто ребенок не расстается с игрушкой или дру­гим предметом, принесенным из дому (платок, шарф и т.д.), плачет, если этот предмет заби­рают. Пассивность или повы­шенная раздражительность вол­нообразно сменяют друг друга. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрики­вает во сне, пугается чужих людей, приходящих в гости. В другом варианте ребенок забо­левает в первые 10 дней после поступления в дошкольное уч­реждение, а затем продолжает болеть от 4 до 12 раз в течение всего первого года пребывания в нем. 

ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОКОНЧАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
  • уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
  • умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
  • желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
  • спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
  • спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

 

свернуть

Адаптация ребёнка в детском саду!

Педагог-психолог советует!
развернуть

Рекомендации для родителей "Как подготовить ребенка к детскому саду!"          

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.

    Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада.

  1. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  2. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ,  и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы   сможете   проконтролировать, хорошо   ли   ребенок   запомнил    последова­тельность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое   событие   происходит,как   и   было   обещано,   он  чувствуетсебя увереннее.
  3. Поговорите  с  ребенком  о  возможных трудностях,  к  кому  он  может обратиться за помощью, как он это сделает. Например; «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже  придется  говорить,  просит пить.  Хорошо,  если  ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
  4. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие   вещи.   Это   могут   быть   небольшие   игрушки,  которые   остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
  5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
  6. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
  7. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  8. Убедитесь  в  собственной уверенности,  что  вашей  семье детский сад необходим   именно    сейчас.    Ребенок   отлично   чувствует,   когда   родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче  и  быстрее  привыкают  дети,  у  родителей  которых  нет  альтернативы детскому саду.
  9. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

 

 

 

свернуть